No. 3 "How to survive in a concentration camp"

No. 3

История одной победы. Как выжить в концлагере.

Виктор Франкл

Хочется обратиться к истории и опыту знающего человека: врача, психотерапевта, ученого Виктора Франкла. Человека, искавшего смысл жизнь и открывшего миру такое направление в психологии, как логотерапию.


В основу термина положено древнегреческое слово «логос» - смысл, призванное подчеркнуть, что сущность этого психотерапевтического метода заключается в оказании помощи пациенту в поиске и обретении им смысла собственной жизни.


О заключении он знает не понаслышке: с 1942 по 1945 годы познал на самом себе все ужасы пребывания в нацистском концлагере за свое еврейское происхождение. Он сумел и в тех страшных условиях сохранить свое человеческое достоинство, собственную жизнь и жизнь других людей. Написал книгу «Психолог в концлагере (1946 г.). Именно там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека.


Опыт подсказывал Виктору: чтобы выжить, нужно знать, зачем тебе жить. Еще когда он учился в школе, один из его учителей как-то заявил: «Жизнь — это всего лишь химический процесс».

У кого есть “Зачем”, тот выдержит почти любое “Как”.


Источники смысла

Дух. Франкл убедился, что люди с более развитым внутренним миром имеют больше шансов выжить. Это люди, которые способны, замерзая, порадоваться чистоте и красоте снега, заметить великолепие заката или капли дождя на листьях деревьев. Это люди, которые могут занимать свой мозг, мысленно составляя речи, вспоминая прочитанные книги или воображая свою жизнь после освобождения. Это также и те, кто имеет твердые религиозные убеждения.

“В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет”.


Любовь. Те, кто искренне любит своего мужа или свою жену, получают в тяжелые времена дополнительный источник силы. Речь идет не о сексуальных фантазиях, такие чувства практически отмирают, когда человек находится в заточении. Силы придают воспоминания о чертах любимого лица, о голосах любимых, обо всех пережитых вместе прекрасных мгновениях. Они укрепляют волю, даже если тебе неизвестно, жив или мертв любимый человек.

“Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое “как”.


Выбор. Это единственное, что нельзя отнять у человека. Свобода выбора отношения к событиям не означает, что человеку полезно воображать себе солнце в дождливый день. Но он может в минуты слабости верить в свою силу, может искать в тоске повод для радости, а в отчаянии – надежду. Поведение человека не диктуется полностью и исключительно ни обстоятельствами, ни наследственностью.

“Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах”.


Юмор. Еще одно оружие души в борьбе за самосохранение. Именно юмор как ничто другое способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией.

“И тогда явилось нечто неожиданное: черный юмор. Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого, смешного голого тела. Еще под душем мы стали обмениваться шутливыми замечаниями, чтобы подбодрить друг друга и прежде всего себя”.


Виктор искренне верил, что даже в самых тяжелых и несправедливых переживаниях можно испытать положительные эмоции или сформулировать цель. Например: поскорее освободиться, чтобы воссоединиться с родными.


По Франклу в любой момент жизни нужно ставить перед собой определенные задачи, бороться с безразличием. 


Даже если мы сталкиваемся со страданием мы в силах отреагировать на него определенным образом, сохранить нравственную целостность, выстоять под натиском невзгод.


«Когда человек понимает, что его судьба заключается в страдании, он должен принять страдание как свой долг, единственный и уникальный, – писал Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла». – Его уникальная возможность заключается в том, каким образом он понесет этот груз».


От самого человека зависело, во что он превратит свою лагерную жизнь: в прозябание или в нравственную победу.


Франкл отметил для себя парадоксальную особенность лагерного существования. С одной стороны, выживание становится единственной ценностью, все остальное отступает на второй план. С другой, выживая, важно не потерять свое моральное начало, не сдаться на произвол судьбы, не превратиться в мерзавца. Идея коллективной вины для Виктора была немыслима – он, наоборот, считал, что даже членов СС нельзя поголовно отнести к подонкам, а узников концлагерей – к невинным жертвам.


«Если мы говорим о человеке, что он – из лагерной охраны или, наоборот, из заключенных, этим сказано еще не все, – уверен Виктор. – Доброго человека можно встретить везде, даже в той группе, которая, безусловно, по справедливости, заслуживает общего осуждения. Здесь нет четких границ! Не следует внушать себе, что все просто: одни – ангелы, другие – дьяволы. Напротив, быть охранником или надсмотрщиком над заключенными и оставаться при этом человеком вопреки всему давлению лагерной жизни было личным и нравственным подвигом. С другой стороны, низость заключенных, которые причиняли зло своим же товарищам, была особенно невыносима». 


С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. Сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит.


Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:

«Выйдя наружу, мы увидели клубящиеся на западе зловещие тучи и целое небо, наполненное ожившими облаками постоянно меняющихся форм и расцветок – от серо-голубого, как сталь, до кроваво-красного. Пустынные глиняные хижины резко контрастировали с этим видом, а лужи на грязной земле отражали сияющее небо». 


Реакция человека на безнадежную ситуацию, открывает для него принципиально новый вид ценностей, которые, без преувеличения, можно отнести к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование - существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания - всё же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода В.Франкл обозначает как ценности отношения. Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен - всё это является мерой того, насколько он состоялся как человек.


Франкл говорит: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха… Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного – ценности отношения остаются всегда доступными для него».

# Post Tags

Your contribution helps to make human rights violations public and to provide humanitarian aid.

Thank you very much for your support!

Women political prisoners in Belarus

Your contribution helps to make human rights violations public and to provide humanitarian aid.

Thank you very much for your support!